Абазины

gZWOLJ8TsMA

Источник

Абазины (абаз. Абаза) — один из древнейших коренных народов Кавказа, принадлежащий к группе абхазо-адыгских народов. Многие народы, в различных странах мира (Турция, Иордания, Сирия, США, и др.) знают абазин под термином «черкес», и часто упоминают абазин именно как черкесов.

Абазины относятся к пятигорскому миксу кавкасионской расы, характеризуются средним ростом, карими, серыми и голубыми глазами, развитым волосяным покровом, долихокефалией.

post-70-1192572380_thumb

Источник

Общие сведения

В настоящее время проживают в Российской Федерации, наиболее компактно 13 аулах Карачаево-Черкесии.

Наименование (этноним) абаза (или абазги) и племена, входившие в состав этой этнической группы, встречается в сочинениях античных авторов начиная с V в. до н. э. Например, древнегреческий историк Геродот (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с кораксами, колхами, называет также и племя абасгов. Исследователь абазинского языка А.Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры …».

Историческая древняя родина абазин — территория современной Абхазии и древней Черкесии.

Абазины также проживают в республике Адыгея в ауле Уляп в количестве нескольких семейств.

Этнографически абазины делятся на несколько племён (субэтносов): башилбаевцы, тамовцы, кизилбековцы, шахгиреевцы, баговцы, баракаевцы, лоовцы, дудароковцы, бибердовцы, джантемировцы, клычевцы.

Верующие абазины — мусульмане-сунниты.

Численность

флаг абазин

Источник

Доля абазин по районам на 2010 год по переписи:

Абазинский МР Карачаево-Черкесская 86,8
Адыге-Хабльский МР Карачаево-Черкесская 29,8
Черкесский ГО Карачаево-Черкесская 8,2
Малокарачаевский МР Карачаево-Черкесская 7,8

Всего: ~ 60 000

Россия:43 341 (перепись 2010)

  • Карачаево-Черкесия: 36 919 (перепись 2010)
  • Абазинский район: 14 808 (2010)
  • Черкесск: 10 505 (2010)
  • Адыге-Хабльский район: 4 827 (2010)
  • Малокарачаевский район: 3 373 (2010)
  • Усть-Джегутинский район: 2 252 (2010)
  • Ставропольский край: 3 646 (перепись 2010)
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра: 422 (перепись 2010)
  • Кабардино-Балкария: 418 (перепись 2010)
  • Москва: 318 (перепись 2010)
  • Краснодарский край: 279 (перепись 2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ: 236 (перепись 2010)
  • Московская область: 139 (перепись 2010)
  • Ростовская область: 112 (перепись 2010)
  • Адыгея: 84 (перепись 2010)
  • Санкт-Петербург: 84 (перепись 2010)

Турция: 12 000 (оценка)

Египет: 12 000 (оценка)

Абхазия: 355 (перепись 2011)

Украина: 128 (перепись 2001)

Язык

Абазины говорят на абазинском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи, который имеет два диалекта — тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Письменность на основе кириллицы. Большинство абазин России знает также кабардино-черкесский (адыгский) и русский языки.

Лингвистически абазины делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа), которые пользуются своими диалектами с одноимёнными названиями.

Источник

Этот родственный абхазам народ говорит на столь же сложном с фонетической точки зрения языке, который, к сожалению, относится к умирающим. По словам абазинского филолога Петра Чекалова, к сожалению, абазинский язык сегодня находится под большой угрозой, и специалисты предсказывают, что в конце этого столетия абазинский язык, наряду со многими другими языками народов мира, исчезнет с языковой карты мира. Здесь проблема заключается в том, что абазины долгое время ассимилировались. В прежние столетия они испытывали прямое, непосредственное воздействие адыгского языка, то есть черкесо-кабардинского языка. И многие абазины владели этим языком, забывая свой родной язык. Это можно показать на примере первых десятилетий XX века. Например, в нынешней Кабардино-Балкарской республике еще в тридцатых годах XX века, то есть лет 70-80 тому назад, было целых 14 абазинских аулов. Сегодня ни в одном из этих аулов на абазинском языке не говорят. Жители этих абазинских аулов сегодня осознают себя адыгами, кабардинцами. Точно такая же судьба и у абазинского аула, который был в Адыгее в те же тридцатые годы прошлого столетия. Сейчас абазины подпали под влияние другого, более мощного этноса – русского. Кстати, в этой ситуации находятся не только абазины, но и многие малые народы России».

Источник

В России число говорящих на абазинском, согласно Всероссийской переписи населения (2010), составляет 37 831 чел., число говорящих в Турции ок. 10 000 чел. (1995).

Генетическая классификация языков подтверждает, что абазинский язык наиболее близок к абхазскому языку.

Важнейшие лингвистические характеристики

Фонетика

Абазинский язык относится к консонантному типу. Основных гласных в языке всего две — «а» и «ы». На основе ассимиляции и слияния «а» и «ы» с полугласными могут образоваться и другие гласные — «е», «о», «и», «у». Система согласных весьма сложная.

Морфология

Выделяются лексико-грамматические разряды слов: существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия, наречия, послеслоги, союзы, междометия,превербы.

Существительные и прилагательные морфологически слабо дифференцированы. Продуктивные аффиксы имен прилагательных немногочисленны. Имя изменяется по падежам (4 падежа). Категория определенности/ неопределенности выражается в именах, хотя на нее накладываются лексические и грамматические ограничения. В то время как имена существительные обладают сравнительно простым строением, глагол характеризуется исключительно сложной структурой словоформы и очень высокой степенью синтетизма, причем данный типологический признак присущ глаголу как наиболее сложному лексико-грамматическому классу слов. Сложная система времен и наклонений.

Синтетизм проявляется как в словообразовании (строении основы), так и в словоизменении (в формах выражения субъектно-объектных отношений). Наряду с чисто агглютинативным способом образования полисинтетического комплекса имеются смешанные способы: агглютинация+ флексия + инкорпорация, агглютинация + сложение основ.

Лексика. Древнейшие заимствования из арабского, персидского и тюркских языков. Имеются заимствования из кабардино-черкесского языка, много заимствований из русского.

Глагол имеет сложную систему времён, наклонений и значительное количество префиксально оформленных грамматических категорий.

Имена существительные имеют формы определённости, неопределённости и единичности. При отсутствии падежей, выражающих синтаксические отношения (например, именительного, эргативного, дательного), имеются зачатки отдельных падежных форм.

Личные местоимения и лично-местоименные префиксы делятся обычно на 3 класса: мужчин, женщин и вещей или явлений природы, иногда на 2 класса (человека и вещей, явлений природы).

Синтаксис

Язык развитого синтетического строя. В сказуемое могут включаться одновременно два или несколько лично-классных префиксов, приставок места и др., а также суффиксы, выражающие различные оттенки действия или состояния. Порядок слов: подлежащее, прямое дополнение, сказуемое.

Диалектное членение

Имеется два диалекта: тапантский и ашхарский.

  • ашхарский диалект:
  • кувинский говор
  • апсуйский говор
  • ашуйский диалект:
  • кубино-эльбурганский говор
  • красновосточный говор

Диалекты имеют отличия как в системе фонетики, так и в системах лексики и грамматики. В каждом из диалектов вычленяются по два говора. Проблем взаимопонимания у представителей перечисленных выше диалектов нет.

Из ныне существующих языков наиболее близок абазинскому языку абхазский. По мнению специалистов, протоабазинский выделился из протоязыка (общего предка абазинского и абхазского) в VIII—XII вв.

Большинство исследователей считают ашхарский диалект более архаичным и близким абхазскому. Предполагается, что ашхарауа (предки носителей данного диалекта) отделились от некогда общей этнической группы (предков абхазов и абазин) и начали движение на север позднее, нежели тапанты (другая субэтническая группа — носители тапантского диалекта), в результате чего ашхарский диалект сохранил больше общих черт с близкородственным абхазским языком.

17826

Источник

Абазинский язык относится к абхазско-адыгской группе иберийско-кавказских языков и является младописьменным. Формирование абазинского литературного языка началось в 1932 г. после создания национальной письменности. В том же году «Всесоюзный Центральный Комитет нового алфавита» рассмотрел вопрос о создании письменности для абазин, после чего алфавит был обнародован, в 1933 году введен в практику, а в 1938 году переведен на русскую графическую основу. Современный абазинский алфавит состоит из 68 знаков. Особенность алфавита в том, что в нем нашли графическое отражение 6 гласных букв и 60 согласных, хотя согласных фонем в абазинском языке – 63. Для передачи специфических абазинских звуков использован опыт европейских языков, применяющих лигатуры. Абазинская лигатура характеризуется соединенным написанием двух или трех букв, передающих один звук, а также использованием дополнительного знака, напоминающего латинскую букву I (дж, гI, къь, кIь, хъв и т. д.). Алфавитом не охвачены буквы Э, Ё, Ю, Я, которые встречаются только в заимствованных словах.

А а

а

Б б

бы

В в

вы

Г г

гы

Гв гв

гвы

Гъ гъ

гъы

Гъв гъв

гъвы

Гъь гъь

гъьы

Гь гь

гьы

ГӀ гӀ

гӀы

ГӀв гӀв

гӀвы

Д д

ды

Дж дж

джы

Джв джв

джвы

Джь джь

джьы

Дз дз

дзы

Е е

йэ

Ё ё

йо

Ж ж

жы

Жв жв

жвы

Жь жь

жьы

З з

зы

И и

и

Й й

йы

К к

кы

Кв кв

квы

Къ къ

къы

Къв къв

къвы

Къь къь

къьы

Кь кь

кьы

КӀ кӀ

кӀы

КӀв кӀв

кӀвы

КӀь кӀь

кӀьы

Л л

лы

Ль ль

льы

М м

мы

Н н

ны

О о

ъоу

П п

пы

ПӀ пӀ

пӀы

Р р

ры

С с

сы

Т т

ты

Тл тл

тлы

Тш тш

тшы

ТӀ тӀ

тӀы

У у

уы

Ф ф

фы

Х х

хы

Хв хв

хвы

Хъ хъ

хъы

Хъв хъв

хъвы

Хь хь

хьы

ХӀ хӀ

хӀы

ХӀв хӀв

хӀвы

Ц ц

цы

ЦӀ цӀ

цӀы

Ч ч

чы

Чв чв

чвы

ЧӀ чӀ

чӀы

ЧӀв чӀв

чӀвы

Ш ш

шы

Шв шв

швы

ШӀ шӀ

шӀы

Щ щ

щы

Ъ ъ

ъы

Ы ы

ы

ь

Э э

э

Ю ю

йу

Я я

йа

В Карачаево-Черкесии на абазинском языке выходит газета «Абазашта».

Литературный язык

На абазинском языке в XIX—XX веках писал ряд писателей и поэтов:

  • Джегутанов, Кали Салим-Гериевич (1927—1987)
  • Жиров, Хамид Даутович (1912—1972)
  • Табулов, Татлустан Закериевич (1879—1956)
  • Тхайцухов, Бемурза Хангериевич (1929)
  • Цеков, Пасарби Кучукович (1922—1984)
  • Чикатуев, Микаэль Хаджиевич (1938)

Состояние современного абазинского языка вызывает беспокойство среди филологов и представителей других наук, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Речь идет о снижении уровня культуры речи разных слоев носителей языка, что проявляется в практике словопроизводства и словоупотребления, в отношении к литературно-языковым нормам. Снижение уровня языковой культуры наблюдается на страницах национальных периодических и некоторых художественных изданий, в передачах национального радио и телевидения. Причины такого рода отклонений: неполное усвоение норм литературного языка, недостаточно бережное отношение к языковой традиции, неумение, нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, влияние разных жаргонов и т.д.

Проблемы языка вышли за рамки филологии и стали в один ряд с общедуховными проблемами абазинского этноса. Их решение становится одним из главных условий духовного и нравственного возрождения абазин, поэтому исследование вопросов культуры устной и письменной речи абазинского языка является актуальной задачей современного абазиноведения. Проблема приобретает еще большую остроту, если учесть, что абазины официально имеют статус малочисленного народа.

Источник

Источник

Источник

История

Более пяти тысяч лет назад история этноса «абаза» началась совместно с историей этноса абхазов и адыгов и развивалась бок о бок.

Апостол Андрей

В I веке н. э. — по церковному преданию, Св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов.

В начале 60-х г., теперь уже прошлого XX века советский ученый Г.Ф. Турчанинов, изучая памятник древнейшей письменности Кавказа – Майкопскую надпись, вместе со своими коллегами, пришел к выводу и доказал, что письмо это безоговорочно именуется ашуйским (древним абхазским = абазинским = убыхским). В ее недрах силлабического письма, принадлежащего предкам абазин, абхазов и убыхов, которые некогда называли себя ашуйцами, а страну свою Ашуей. В III тысячелетии до н.э. эта страна простиралась от Черного моря на юге до нынешнего Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Фазиса (Риона) на юго-востоке. В начале II тысячелетия до н.э. ашуйское письмо было занесено в древнюю Финикию продававшимися туда ашуйскими рабами и утвердилось в ней как протобиблское (псевдоиероглифическое) письмо. Этим объясняется однообразие в письменностях Ашуи, т.е древней Абазии, и Библа — столицы Финикии. Ашуйское письмо в Библе явилось в дальнейшем основой к созданию собственного финикийского письма. В свою очередь финикийское письмо стало основой латинской письменности, а на латыни, как известно, основаны многие алфавиты мира. Открытие заключалось в том, что письмо которое Г.Ф. Турчанинов назвал “колхидским” и которое толковал как письмо финикийского происхождения, оказалось местным, созданным на Северо-Западном Кавказе. Творцами этого письма были далекие предки абазин, абхазов и убыхов. На языке абазов Ашуя означает “Помория”, ашуйцы — жители Помории. Это древнее имя – Ашуя закрепилось за Северо-Кавказскими абазинами-тапанта. «Абхазы до сих пор называют своих исторических соплеменников абазин – ашәуаа (ашвуа), буквально “люди ашу”. Против данной гипотезы выступают не только грузинские, но и некоторые адыгские авторы

Абазгия и Абазгское царство

Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) — Абазгия. В VIII веке н. э. история зафиксировала государство — Абазгское царство, более известной как «Абхазское царство». В определённые периоды истории количество абаза, проживавших в Абхазии, превышало количество родственных им абхазов. В связи с нехваткой земли для сельскохозяйственной обработки, абаза тремя волнами, в разные периоды истории мирно мигрировали на Северный Кавказ вместе с родственными им адыгскими племенами.

К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка. А. Я. Фёдоров пишет: «До сих пор, сквозь топонимику Карачая просвечивают реликты абхазо-абазинской топонимики, оставленной жившими здесь абазинами».

16 век

Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным, для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков.

18 век

1762 год — Французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель писал: «Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкесией и Грузией. Они разделяются, как черкесы, на несколько племен, управляемых своими беями. Между племенами ведется постоянная война. Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признает себя благочестивыми христианами. Порта назначает в эту страну своего бея, называемого беем абазинцев, который, однако, пользуется только титулом начальника без всякой власти. Резиденция бея находится в Сухуме. Главное начальство в этой местности принадлежит паше Черноморского побережья, но абазинцы не повинуются ни ему, ни турецкому бею, и лишь одна сила может привести их к покорности и повиновению. Кубанский сераскир делает иногда на них набеги, отбирая у них мелкий скот, лошадей и рабов. В этой стране имеется два главных порта — Сухум и Кодош».

19 век

В 19 веке абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.

detail_eee46540fb91945dee19a70836a6cc14

Источник

Фрагмент. 1836 год, 8 февраля. Джеймс Хадсон — генерал-лейтенанту Герберту Тэйлору. … «О … нападении абазин на Ставрополь»: «В конце того же ноября-месяца черкесы-абазины сосредоточили свои силы, чтобы нанести ответный удар черноморским казакам и русским регулярным частям, совершавшим вторжения на их территорию. Абазины ворвались в Ставрополь, столицу так называемого «правительства Кавказа», и увели с собой 1700 пленных, 8000 голов скота и пр. 300 из захваченных пленных — люди, занимавшие в Ставрополе высокое положение: офицеры, купцы, банкиры. Был среди них и русский военный высокого ранга, генерал, как говорят; его взяли в плен вместе с его штабом. Это уже второй налет на Ставрополь, совершенный за последний год. В первый раз они захватили до 800 пленных. Это второе нападение, о котором я только что сообщил, тоже завершилось полным успехом черкесов, хотя русские и готовились встретить их».

Потомки абазин, которые после русско-кавказской войны приняли российское подданство, живут в Карачаево-Черкесии.

Потомки абазин-мухаджиров живут за рубежом, где их вместе с адыгами именуют «черкесами». В составе черкесских диаспор в Турции, Сирии, Израиле,Египте, Иордании, Ливии абазин около 24 тысяч человек. Многие из них перешли на турецкий и арабский языки, потеряв свой язык, часть утратила абазинские имена и фамилии, смешалась с турками и арабами, при этом память о своём принадлежности к определённым родам сохраняется до настоящего времени.

Источник

Абазины позднего средневековья. Первым письменным доказательством нахождения абазин на северном склоне Кавказского хребта является сообщение персидского летописца начала XV в. Низами ад-Дина-Шами о том, что Темур-ленг (Тимур), пройдя в конце XV в. по Верхней Кубани, достиг местности «Абаса». В 1559 г. при московском царском дворе среди послов Кавказа упоминались «абеслинские князья». В 1600 г. московскому послу в Лондоне было указано называть среди северо-западных кавказских государств, подчинявшихся Москве, и «абазу». По кабардинскому преданию (во времена Инала), большим почётом пользовались абазинские князья Аше и Шаше (ср. абх. Ачба и Чачба). Существует предание, что и сам родоначальник кабардинских князей Инал происходил из абазин.

wyxpC7ETATA

Источник

Среди абазин в международном плане особенно известен внук Дударуко. Он был крещён в Москве и получил имя Василий Черкесский. Его произвели в бояре. Он участвовал в Ливонской войне (1555–1583 гг.) за выход России к Балтийскому морю, возглавлял полк русских солдат во время нашествия крымского хана Давлет-Гирея в 1591 г., был воеводой в Смоленске и Переяславле-Рязанском. В 1607 г. его убили сторонники Лжедмитрия II.

Источник

Традиции и обычаи

1380630741_zhertvoprinoshenie

Источник

Главные занятия — скотоводство, в том числе отгонное, а также земледелие. К пахоте готовили, прежде всего, ближайшие к дому участки земли, куда легче всего было доставить сельскохозяйственный инвентарь. Эта работа начиналась с зимы: участки очищали от камней и выкорчевывали деревья. Земли в горах были неудобны для обработки. Важным занятием абазин было и садоводство. Расчищая участки леса под пашню, дикорастущие плодовые деревья и кусты оставляли в неприкосновенности. Главным образом это были дикие яблони, груши, кизил, барбарис, фундук. Дома и хозяйственные постройки всегда утопали в фруктовых деревьях.

Значительную роль играло пчеловодство — одно из древнейших занятий абазин. Из мёда они готовили сладкий напиток, который «обладал опьяняющим, одурманивающим, отравляющим свойствами».

Промыслы — кузнечное дело, обработка шерсти и кожи. У абазин издавна были развиты домашние промыслы, в которых существовало внутрисемейное разделение труда. Так, обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а вот обработка дерева, металла, камня — мужским делом. Из шерсти изготавливали бурки, тонкое сукно и более грубое для повседневной одежды, войлочные ноговицы, шляпы, пояса, обувь, кошмы, попоны, а также различные вязаные изделия. Были развиты скорняжный и кожевенный промыслы. Из шкур шили шубы и шапки, из кожи делали обувь, бурдюки, сёдла, сумки, конскую сбрую. Овчина — главный предмет скорняжного промысла.

В почете были кузнецы. Они изготавливали и чинили косы, серпы, вилы, железные лопаты, мотыги, подковы, металлические части конской сбруи, цепи, ножи, ножницы и т. д. Многие кузнецы были также и оружейниками. Оружие (ружья и кинжалы с ножами) они украшали серебром, золотом, гравировкой с чернью. Такие оружейники, в свою очередь, становились ювелирами. Производство оружия у абазин имеет глубокие традиции, уходящие в далекое прошлое. Мастера делали стрелы (хрихыц). Наряду с производством оружия, абазинские оружейники занимались изготовлением пуль разного калибра. Ювелирное дело принадлежало к одному их древнейших ремесел абазин. Ловкие мастера с терпением изготавливали различного вида изделия: женские и мужские пояса, нагрудные украшения, перстни и кольца, серьги и височные подвески. Все украшения, предназначенные для ношения женщинами, было очень красивы по своей форме, богато орнаментированы.

Традиционная социальная организация — сельские общины, большие и малые семьи, патронимии. Аулы делились на патронимические кварталы, на равнине — скученные, в горах — гнездового типа. Древнейшее жилище — круглое, плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и многокамерные дома из плетня; в конце XIX века у абазин стал применяться саман, появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей — кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.

На протяжении многовековой истории абазины, как и многие народы Северного Кавказа и всей страны, выработали своеобразный и богатый ассортимент национальных блюд, правила приготовления и приема пищи. Абазины с древних времен занимались земледелием, скотоводством, птицеводством и это отражается на составе и особенностях народных блюд, среди которых занимают главное место — баранина, говядина и птица, а также изделия молочные и растительные. Много у абазин блюд из мяса домашней птицы. Из куриного или мяса индюка готовят национальное блюдо квтIужьдзырдза (дословно: «курятина с подливкой»).

Абазинская кухня базируется на использовании традиционных продуктов земледелия и скотоводства, употребление большого количества животных жиров, в особенности сливочного и топлёного масла, а также сливок, сметаны, кислого молока.

Что касается специфических приправ, то абазины, как и многие северокавказские народы, употребляют в основном молотый красный перец, толчёный чеснок с солью и смесь сухих пряных трав — главным образом укропа и чабреца. Из острых подлив абазины употребляют соус из кислого молока, сметаны, красного перца, толчёного чеснока с солью. Распространён слабоалкогольный напиток бахсыма (буза).

Устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. Абазины с большой любовью относятся к ласточке, считая её спасительницей человеческого рода. Строго-настрого запрещается разорять гнёзда ласточек, поскольку такие действия расцениваются как большой грех. Залетевшая в дом ласточка предвещает семье благополучие и счастье, нельзя допускать, чтобы птичка пострадала. Существует легенда о ласточке. В давние времена семиглавое чудовище послало разных животных, птиц и насекомых во все концы света, чтобы они узнали, чьё мясо самое вкусное и чья кровь самая сладкая. И вот ласточка встретила змею, которая спешила рассказать чудовищу, что самое вкусное мясо и самая сладкая кровь у человека. Ласточка выразила в этом сомнение и попросила змею показать жало. Как только змея высунула жало, ласточка рассекла его ударом своего клюва. Отныне змея лишилась способности говорить, издавая только шипение. Вот почему страшная весть не дошла до чудовища. Люди были спасены.

Лягушка по абазинскому поверью — предвестница дождя, и её никогда не убивают. А лошадь в абазинском фольклоре (сказках, легендах) наделена чудесными свойствами и всегда приходит на выручку хозяину в самые опасные для него моменты. Абазины создали и сохранили богатейший сказочный эпос. Он включает волшебные и социально-бытовые сказки, небылицы и сказки о животных. Есть сюжеты, совпадающие с мировыми и общекавказскими. Самый популярный — Нартcкий эпос. В волшебных сказках во всех случаях торжествуют добро и справедливость, а зло непременно наказывается. Одна из главных тем абазинского сказочного эпоса — тема труда. Созидательный, свободный труд поэтизируется. Подневольный труд считается наказанием и проклятием. Положительными персонажами являются искусные табунщики, пахари, пастухи, охотники, вышивальщицы. Многие сказки заканчиваются словами: «…стали жить богато и счастливо». Большое место в фольклоре абазин занимают хабары (рассказы, содержащие достоверную информацию), пословицы и поговорки. Популярны в народе и загадки.

Наряду с устным народным творчеством большую роль в традиционно-бытовой культуре абазин всегда играл музыкальный и танцевальный фольклор. О разнообразии абазинских музыкальных инструментах сообщали уже письменные источники XIX века. Отмечены «двусторонняя балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка».

4

Источник

Среди старинных музыкальных инструментов также: род балалайки (мышIкъвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), инструмент вроде арфы (анду), дудка из оружейного ствола (кIыжкIыж), деревянные трещотки (пхьарчIакь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка(зурна) и свирель (ацIарпIына).

MgvMU2qHxSM

Источник

Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен. С незапамятных времен народ складывает песни. Потребность выразить в них свои чаяния, мысли и чувства, заговорить образным языком музыки-свидетельство большого духовного богатства и таланта народа. Песенному творчеству абазинского народа присуще большое жанровое разнообразие. Богат созданный в разное время песенный и танцевально-инструментальный фольклор. В зависимости от особенностей содержания и формы народных песен различают: трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные), лирические, шуточные, историко-героические песни-плачи, лирические песни-плачи, а также разнохарактерные детские песни и инструментальные произведения.

Традиционная одежда

255030_122309391186558_4490309_n_view

Источник

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) абазинских мужчин было холодное оружие. Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля. Абазины носили кинжалы типа кама либо бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

object_64.1088762291.43139

Источник

Из сабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась сабля мамлюкского типа, либо килич (турецкая сабля), либо гаддарэ (иранская сабля). Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел.

Pxc6S11H1Hw

Источник

Абазины всегда при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не являлся элементом одежды.

DSC_8783_1

Источник

Интересные факты

1073 год — Абазинские иконописцы и ювелирных дел мастера участвовали в росписи Собора Киево-Печерской лавры.

Знаменитые абазины

  • Мехмед Абаза-паша (1576—1634) — визирь Османской империи, бейлербей Эрзурумского эйялета, правитель Боснии.
  • Абазин, Андрей Мехмедович (1634—1703) — брацлавский полковник Войска Запорожского.
  • Кешев, Адиль-Гирей Кучукович — российский абазинский и адыгский писатель, журналист, общественный деятель XIX века.
  • Табулов, Татлустан Закериевич — писатель и поэт.
  • Бежанов Керим Дугулович (1911—1998) — полный кавалер ордена Славы
  • Али-Бей Абаза Булат Копан (1728-1773)- в 1769г. Возглавил освободительное восстание против Султанской Турции
  • Кансав ал Гаури ибн Биберд
  • Джегутанов, Кали Салим-Гериевич — писатель и поэт.
  • Экзеков Мусса Хабалевич — бизнесмен, меценат, профессор, Президент международной организации «Алашара»
  • Гагиев Иосиф Ибрагимович (1950—2011)— доктор филологических наук, профессор.
  • Агрба Канамат -Полковник царской армии
  • Агрба Рауф — награжден золотым Георгиевским оружием (1917 г.)
  • Мурзабек Алиев (Выходец из аула Шегерей~Апсуа) — Банкир г. Тегеран . Хранил золото царской семьи Николая 2
  • Султан Клыч Герей — Командир дикой дивизии, генерал майор белой армии
  • Шанов Карней — ординарец Балахонова, комендант г. Саратова
  • Табулов Татлустан Закериевич — абазинский и черкесский писатель и поэт. Один из основоположников абазинской литературы.
  • Тлябичева Мира Сахат-Гериевна первая абазинская поэтесса, член союза писателей СССР

* Тлисов Мухамед Индрисович (Выходец из аула Апсуа )  — доктор физико-математических наук, профессор

  • Гожев Абрек-Заур Патович (Выходец из а. Апсуа) — абазинский композитор, педагог , Заслуженный работник КЧР

Источник

стихотворение Керима Мхце «Абазиния».

Нет на свете тебя, о, страна Абазиния,

Но тебя все равно я придумаю сам:

Из мечты сотворю небеса твои синие,

Солнцем будет мечта моя светлая там.

Как придумать мне землю, откуда я родом?

Где пути моих предков затеряна нить?..

Я из тех, кто блуждал по горам в непогоду,

С запрещенной надеждой свой род сохранить.

Сотни лет мы молчали. Привыкли к молчанью.

Если крик невзначай вырывался из нас,

Только эхо в ответ нам рыдало печально,

И шарахались туры, пугливо косясь.

Вечерами костры под горами дымились,

Скудный ужин варился над скудным огнем.

Неспокоен был сон: все скитания снились,

Волчий вой приближался в ущелье ночном.

Утром снова арбы по дорогам тянулись.

Горько думал мой предок, качаясь в седле:

«Я не знаю покуда, детей сохраню ли,

Как мне знать, где очаг им зажгу на земле?»

Вы могилы свои по земле раскидали,

И живых раскидала судьба по земле.

Я кричу в беспросветные дальние дали:

«Где найти, где найти Абазинию мне?»

Может, некогда нас этот мир позабудет.

Но теперь, но сейчас, средь житейских тревог

Так решил я: пускай Абазиния будет

Необычной страной бесконечных дорог!

Источник

Книги на абазинском языке

Ресурсы на абазинском языке

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s